Инновационное управление
Современный бизнес все чаще обращается к инновативному управлению. Традиционное оперативное руководство бизнес-процессом не позволяет преодолеть «потолок» административного ресурса, я имею в виду границу возможностей ресурса руководителя, контролировать процессы и мотивировать персонал. Формула 5±2 подчиненных приводит в бесконечному увеличению административного аппарата. Внедряя новые направления, организации вынуждены увеличивать управленческий аппарат. Выход из такой ситуации – смена парадигмы в менеджменте или инновационный подход. Вопреки расхожему представлению о том, что в российском бизнесе инновации в менеджменте не приживаются, множество компаний за последние пять лет обратились к внедрению управленческих новшеств.
Менеджмент будущего
Призыв российского правительства к инновациям был понят неоднозначно. Попытка внедрять новые технологии в производство без введения проектного или инновативного менеджмента грозит большими затратами. В частности, внедрение новых систем автоматизации без проектной работы приводит к колоссальному перерасходу бюджетов компании.
Такая ситуация сложилась в отечественном бизнесе в связи с отсутствием на предприятиях менеджеров, способных к активному внедрению изменений. Слишком много еще в управленческой верхушке людей с сугубо административным стилем руководства, который отнюдь не способствует проведению изменений. Большой надеждой для современных предприятий станут менеджеры, способные трансформировать бизнес-процессы, менять технологии и внедрять инновации. Через несколько лет на таких директоров будет объявлена настоящая «охота за головами» ввиду растущей потребности в инновативном и проектном управлении. Люди, способные генерировать и реализовывать собственные или командные идеи – это топ-менеджеры ближайшего десятилетия.
Тема этой статьи – привлечение внимания к собственным идеям. Адресован материал руководителям крупных предприятий и среднего бизнеса. Вне зависимости от условий в компании, внедрение своей идеи в действующие бизнес-процессы или технологии – возможно! Естественно, гораздо легче проводить изменения, если предприятие находится на уровне организационной зрелости («постоянные изменения» по Г. Керцнеру). Существенно труднее, если в структуре стандартизованы бизнес-процессы и отсутствуют внутренние коммуникации. Если вы считаете, что изменения необходимы, то вы можете сделать их неизбежными.
Риски и бонусы инициатора
Приступая к воплощению своих идей в крупной компании, вы должны быть готовы к целому ряду проблем:
- Ваша идея не нужна никому в этой организации. В том числе и собственнику. Для того, чтобы начать изменения, требуется доказать их целесообразность для каждого потенциального союзника. В идеале самый простой путь – убедить собственника, однако, в этом вы не одиноки! Карьерная война толкает амбициозных менеджеров искать поддержки у собственника, и он начинает скептически смотреть на инициативы.
- Существенные изменения в компании никому не нужны. В особенности это касается совета директоров. Более консервативное сообщество трудно найти. Все успешные люди, дошедшие до значимого поста, опасаются его потерять и, как следствие, уходят от ответственности.
- Ваши подчиненные боятся любых изменений, даже позитивных. У «офисного планктона» сформировано устойчивое понимание ответственности за благодарность босса.
- Ваши коллеги, равные вам по статусу в компании, и прочие «ответственные люди» опасаются увеличения вашего влияния на руководство, ваши инициативы могут привести к нарушению баланса распределения влияния на предприятии. Как известно собственники расположены к активным руководителям.
Если вы добрались до этого абзаца и все еще продолжаете мечтать об изменениях на вашем предприятии, то вы именно тот человек, для которого я пишу эти строки. Успешные люди отличаются от вечных исполнителей стремлением к достижению, а не к избеганию неудач. Давайте же вспомним основные преимущества от внедрения изменений на предприятии для инициатора:
- в случае успеха проекта вы получаете возможность повысить свой статус на предприятии;
- даже если изменения не пройдут, вы приобретете репутацию активного директора, действующего в интересах компании;
- сам процесс внедрения изменений – это новый опыт для сотрудников, а также способ сплотить команду и вывести своих подчиненных из ступора, вызванного отсутствием перемен;
- успешный запуск проекта – это следующий шаг к достижению ваших личных целей.
В каком случае имеет смысл говорить об изменениях в организации? В первую очередь следует понимать, что в основе успешности проектов лежит личная заинтересованность инициатора. Многие прекрасные замыслы погибают из-за отсутствия внимания к ним со стороны автора. Как только у того возникает другой интерес, проект по изменениям медленно затухает.